СЕМЬЯ И СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ
КАК ФАКТОР НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
Е.И.Мишина
Заместитель директора по социальной работе областного казенного учреждения социального обслуживания населения системы социального обеспечения «Щигровский межрайонный центр социальной помощи семье и детям»
Изменения, происходящие в современном обществе, в том числе смещение традиционных нравственных норм и правил морали, влекут за собой нежелательные последствия в нравственном становлении и развитии личности.
Особенно это прослеживается на отношении молодежи к семье и браку, традиционным семейным ценностям:
- смещаются ориентиры в сторону свободных отношений
- увеличивается количество разводов, т.е. не предается большого значения крепости семьи, одной из причин разводов является неумение и нежелание молодых людей трудиться на брак
- родители самоустраняются от воспитания детей, возлагая эту обязанность на бабушек, школу, различные организации.
Все это приводит к нежеланию, невозможности, непониманию роли женщины и мужчины в семье. Значение семьи и семейных ценностей – это основа развития и формирования личности подростка.
Семья как социальный институт – это комплекс социальных норм, образцов поведения, прав и обязанностей, которые регулируют отношения между супругами, родителями и детьми и воздействуют со стороны общества на семейные отношения. Основа отношений – семейные роли. Исполнение семейной роли зависит от правильного формирования ролевого образа мужчин и женщин, который формируется с детства.
Увидеть перспективные направления в работе нам помогло анкетирование молодых семей в рамках программы «Дорога в семью», разработанной социальным педагогом ОКУ «Щигровский центр соцпомощи» Волковой С.А. и направленной на оказание психолого-педагогической помощи старшеклассникам в ситуации семейного самоопределения, в построении жизненных планов и образа будущей семьи. В опросе приняли участие 241 человек (83 мужчины и 158 женщин), состоящие в законном браке и прожившие в браке до 3-х лет, при условии, что один из супругов не достиг возраста 30 лет.
Например, 36% респондентов согласно анкетированию, вступили в брак из-за стремления стать взрослыми и самостоятельными, а 19% – в связи с незапланированной беременностью или рождением детей.
В 59% семей работают оба родителя, 12% семей - помогают родители. Но, тем не менее, основная масса опрошенных ответила, что денег хватает на самое необходимое. И только 9 человек (3%) отметили отсутствие проблем с материальным обеспечением.
51% респондентов отметили, что уделяют время общению с ребенком меньше, чем хотели бы. При этом основная часть респондентов (63%) владеют информацией о возрастных особенностях ребенка в недостаточном объеме.
Почти половина опрошенных (49%) считают, что на взгляды и убеждения в семейно-брачных отношениях в наибольшей степени влияют пресса, телевидение, радио, сетевое общение, интернет.
В 2013г. среди учащихся 10-11 классов районов обслуживаемой Центром территории было проведено анкетирование «Будущая семья глазами старшеклассников», которым охватили 357 подростков.
Анализ анкеты «нарисовал» портрет будущей семьи:
- возраст 20-24 года
- можно жить и без регистрации брака
- двое детей, которых воспитывают оба родителя
- идеальный супруг(а) имеет следующие качества: любовь к семье, верность, надежность, понимание, доброта
- наличие предыдущих браков не имеет значение
- глава семьи – муж
- бюджет семьи от 20-30 тыс.руб. и более
Создавая в 2001 году комплексную программу «Дом, отогревающий сердца», одной из целей мы обозначали укрепление и развитие социального института семьи, возрождение семейных ценностей, содействие семье в наилучшем выполнении своих основных функций.
Реализация намеченного ведется в трех направлениях:
- семья
- учебное заведение
- клубы и кружки
Основным нашим союзником в деле воспитания подрастающего поколения, конечно же, являются педагогические коллективы школ, училищ с которыми мы сотрудничаем практически с первых дней нашей работы. Это не только обмен информацией, но и
- совместное посещение семей по месту жительства;
- психолого-педагогическое сопровождение классов социальными педагогами Центра;
- участие в родительских собраниях;
- совместные досуговые мероприятия;
- организация лектория для родителей
и другие формы, которые находят свое отражение в совместном планировании работы, составляемом с 2003г. В последние годы добавилось и такое направление как постреабилитационное сопровождение детей. Разработаны и реализуются на местах такие циклы бесед, лекций, занятий, как «Моя будущая семья», «Семейный долг и семейные обязанности», «На пороге взрослой жизни», «Жизненные ценности молодежи в современном обществе», «Основы нравственности», «Начало супружества. Семейные отношения: культура и психологический климат», «Деньги – плохой хозяин или хороший слуга», «Проблемы взаимоотношений между полами. Дружба и любовь», «Роль отца в воспитании детей», «Что такое моя семья» и другие.
Говоря о духовно-нравственном становлении личности, возрождении института семьи и семейных ценностей, нельзя не отметить совместную работу с православной церковью.
- члены клубов посещают праздничные богослужения в Храмах
- священнослужители принимают участие в родительских собраниях, Родительских лекториях
- участвуют в организуемых Центром заседаниях «круглых столов», семинаров-совещаний в районах
- воспитанники стационарного отделения посещают Воскресную школу, проходят обряды причастия и крещения.
Специалистами Центра в районах организована работа 18 подростковых и 5 семейных клубов, 4 кружков, в состав которых входит 72 семьи, 486 детей. Не смотря на разную направленность подростковых клубов и кружков, целые циклы занятий посвящены семье, семейным традициям и ценностям.
Организованная в 2011г. на базе Центра творческая мастерская «Марья-искусница», которую посещают и девочки, и мальчики, дает возможность освоить элементы декора, которые пригодятся им в будущей жизни.
Рассматривая работу семейных клубов, можно отметить положительную роль занятий, в которых принимают участие и родители, и дети, т.к. это, во-первых, служит сплочению семьи, а, во-вторых, - формирует у детей желание подражать «успешным» родителям. В данном случае «Успешный» - это не человек, добившийся успехов в карьере, а именно успешный в воспитании детей, потому что наряду с благополучными семьями, мы стараемся вовлекать в работу клубов и проблемные.
Говоря о воспитании детей, нельзя обойти тот факт, что никакие убеждения не помогут, если родители думают и считают по-другому. Поэтому в 2012г. организуя работу Родительского всеобуча, мы не только преследовали цель призвать родителей к сохранности жизни и здоровья детей, но и стараемся внушить им осознание того, что дети становятся проблемными и трудными из-за проблем в семье. Большое значение в вопросах пропаганды семейных ценностей играют встречи поколений, в ходе которых супруги, прожившие вместе не один год, делятся своим опытом по умению разрешать конфликты, прислушиваться и понимать друг друга и конечно воспитывать детей.
В этом году на ряду с традиционными формами работы провесли месячник, посвященный женщине-матери с организацией мероприятий по схеме:
1-я неделя – «Успешная женщина»
(организация встреч учащихся СОШ, ПУ с женщинами, добившимися успехов в профессиональной и общественной деятельности)
2-я неделя – «Моя будущая семья»
(проведение встреч со старшеклассниками с привлечением врача, юриста)
3-я неделя – «Я - мать, поэтому все успеваю»
(проведение бесед женщин-матерей с несовершеннолетними с целью пропаганды семейных ценностей, успешного материнства, творческого мастерства и искусства)
4-я неделя – «О матери с любовью»
(проведение досуговых программ в библиотеках, ДК, школах, ПУ с приглашением родителей несовершеннолетних)
Уже несколько лет на территории, обслуживаемой специалистами Центра, предоставляется жилье лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Получают квартиры и бывшие воспитанники нашего приюта, в том числе уже ставшие матерями.
На патронаже у специалистов Центра на местах состоят семьи данной категории, семьи одиноких молодых матерей… Общение с ними показывает, что они в полной мере не осознают те обязанности, ту ответственность, которую они получили с рождением ребенка, потому что сами зачастую не приспособлены к жизни.
Кроме этого в непосредственной тесной работе с семьями, находящимися в ТЖС, мы часто видим, что не только родители, но и дети не осознают свои функции в семье и элементарно не могут о себе позаботиться (начиная от личной гигиены, заканчивая правовыми и бытовыми вопросами).
Большинство детей, проживающих в социальном приюте, как правило, имеют отрицательный опыт семейных взаимоотношений: конфликты и ссоры, унижение и недостаток родительской заботы, поддержки, любви. Многие из них в будущем часто совершают ошибки, не могут самостоятельно решать возникающие проблемы, оставляют своих детей на государственное попечение, повторяя тем самым стереотип поведения своих родителей.
Исходя из всех этих наблюдений приоритетным направлением реабилитации несовершеннолетних в условиях стационара, стала задача социальной адаптации воспитанников, подготовка их к самостоятельной жизни.
На основе накопившегося опыта в 2011 году была разработана программа по семейному воспитанию «Когда мы станем взрослыми», направленная на:
- формирование у воспитанников стационарного отделения представления о семье и семейной жизни;
- воспитание уважительного отношения к институту семьи, как к одному из вариантов ответственного жизненного выбора;
- пропаганду семейных ценностей;
- профилактику семейного неблагополучия;
- адаптацию воспитанников к самостоятельной жизни посредством создания специального пространства.
В реализацию программы были включены воспитанники всех возрастных групп приюта, в том числе и в возрасте от 3 до 7 лет, так как именно в дошкольном возрасте формируются представления о семье, ее значимости, воспитывается любовь и уважение к членам семьи.
Столкнувшись с бытовой неприспособленностью как бывших, так настоящих воспитанников приюта пришли к решению создания Практико-игрового комплекса «Мой дом». В рамках проекта осуществляется подготовка воспитанников к самостоятельной жизни, прежде всего, в части развития навыков самообслуживания, самоорганизации и саморегуляции.
С этой целью оборудовано помещение по типу социальной квартиры, состоящей из комнаты-гостиной, кухни и прихожей.
В работе комплекса задействованы следующие специалисты:
- Педагог-психолог: оказывает помощь и поддержку в усвоении новых форм поведения; дает рекомендации по планированию и рациональному использованию своего времени, умению анализировать свое поведение, делать выбор и нести за него ответственность; совместно с воспитанниками подводит итоги проживания;
- Социальный педагог: оказывает помощь в формировании экономической грамотности, навыков взаимодействия с объектами социальной инфраструктуры, социальной адаптации; а так же в организации досуговой деятельности, развитию творческих способностей.
- Медицинский работник: обучает приемам оказания доврачебной помощи в экстренных бытовых ситуациях, дает советы по поддержанию санитарно-бытовых условий помещений, проводит беседы, способствующие формированию здорового образа жизни.
- Инструктор по труду: осуществляет сопровождение воспитанников в течение дня. Оказывает помощь в овладении навыками ведения домашнего хозяйства: обустройство своего жилища, поддержание чистоты, порядка и уюта в нем, ремонт и глажение одежды, уход за комнатными растениями, приготовление пищи, сервировка стола.
Начинались занятия в комплексе с воспитанниками в возрасте 14-18 лет. На сегодняшний к практическим занятиям по ведению домашнего хозяйства привлекаем детей от 10 до 14 лет.
Положительные результаты в восстановлении связей с семьей дают занятия по программе «Бабушки и внуки». Важным направлением является укрепление и развитие социального взаимодействия поколений, учет поколенческих интересов в работе, гармонизация отношений между поколениями в семье. Программа предусматривает две линии связи: бабушки – внукам (передают им свои знания, делятся опытом); и внуки – старшему поколению (организуем совместные праздники и экскурсии, дети оказывают посильную помощь на приусадебном участке, поздравляют с праздниками).
Именно гармоничное сочетание положительных внешних и внутренних факторов способствующих становлению и развитию личности – основа нравственности всего общества.