25.03.2021г. специалисты ОКУ «Щигровский центр соцпомощи» приняли участие в семинаре- совещании (онлайн) по теме: «АРТ- терапия, как метод реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья», организованном комитетом социального обеспечения, материнства и детства Курской области, ОКУСО «Курский социальный профессионально- реабилитационный центр».
Заведующая отделением психолого- педагогической помощи Брескина И.И. выступила на тему: ««Творчество, как способ реабилитации детей-инвалидов через клубную работу». Выступление сопровождалось видео- презентацией «АРТ- терапия, как средство реабилитации несовершеннолетних».
«Творчество, как способ реабилитации детей-инвалидов
через клубную работу»
Подготовила: И.И. Брескина,
зав. отделением психолого- педагогической помощи
ОКУ «Щигровский центр соцпомощи»
Арт-терапия – относительно новое направление психотерапии. Мы используем лишь элементы этой чудесной методики «лечение искусством».
Несколько лет мы являемся участниками реализации комплексов мер Фонда ТЖС. В связи с этим мы значительно обновили материально-техническую базу учреждения. В рамках реализации комплекса мер «Ресурсы семьи», по поддержке семей с детьми –инвалидами, получено прекрасное оборудование, которое значительно помогает в реализации поставленных задач. Расширились наши возможности проведения занятий с использованием методических материалов и пособий.
Постоянное участие специалистов в разрешении проблем семей, оказание квалифицированной помощи включали в себя: организацию индивидуальных коррекционных занятий и игровых программ, в т. С использованием методов арт-терапии. Особенно эффективно ее использование на клубных занятиях, которые посещают дети с ОВЗ.
Таких клубов на обслуживаемой территории – 5. Занимается в них 48 детей.
В связи с пандемией социальные педагоги, педагог-психолог, учитель дефектолог стараются проводить занятия с малыми группами. Группы формируются по результатам диагностики и по запросу родителей. Педагоги решают, какое занятие наиболее полезным будет в данный момент времени.
Работа с родителями и детьми, состоящими на социальном обслуживании, проводится как по месту жительства, так и в стажировочном блоке самостоятельного проживания «Первые шаги к самостоятельной жизни»
Как оказалось, арт-терапия - это превосходный метод работы с детьми с различными способностями, в группах со смешанным уровнем развития, поскольку он позволяет каждому ребенку действовать на собственном уровне и быть принятым.
Зачастую, клубы посещают дети разных категорий, в том числе и дети-инвалиды, ведь терапия творчеством полезна всем. В современном обществе родители хотят дать детям больше знаний, что связано с большей нагрузкой на ребенка и является одной из причин ухудшения состояния физического и психического здоровья детей. В результате современные дети умеют читать, писать, считать, но реже восхищаются и удивляются, сопереживают. С помощью творчества дети могут самовыражаться. Застенчивые и нерешительные дети избавляются от страха. Гиперактивные, агрессивные – переключаются на более спокойный вид деятельности. Привлечение окружающих предметов по инициативе ребенка служит для специалиста знаком вовлеченности в творческую деятельность, возрастания самооценки, появление сил для выдвижения и отстаивания собственных идей.
В занятии искусством очень важно, чтобы ребенок чувствовал свой успех в этом деле.
Мы в работе используем следующие виды существующей арт-терапии для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья: изотерапия, лепка, конструирование из природных материалов, музыкотерапия, сказкотерапия, пальчиковый театр, песочная терапия.
Изотерапия – одна из и популярных и доступных методов познания себя. На бумаге можно выразить свои страхи, мысли, надежды, глубоко затаившиеся внутри.
Пальчиковая терапия очень увлекательна и полезна для детей с ОВЗ.
Такие занятия развивают моторику рук, восприятия и воображения. Данный прием нетрадиционного рисования эффективен в работе по коррекции агрессивности и гиперактивности у детей.
Сказкотерапия. Детям нравится отождествлять себя с положительными героями сказок. Им хочется стать добрыми волшебниками, благородными рыцарями, мудрыми царевнами, поэтому они легко перенимают модель поведения положительного героя.
Терапевтическая техника рисование с помощью крупной соли привлекает внимание ребенка, повышает эмоциональный настрой, делает занятие ярче, развивает творческое воображение, концентрацию внимания и координацию движения, заставляет действовать точно и аккуратно.
Работа в клубе положительно сказывается на формировании взаимоотношений между детьми и взрослыми. Они учатся помогать друг другу, общаться, учатся дарить подарки, сделанные своими руками.
Использование различных методов и технологий социальной реабилитации и социализации детей, позитивно влияют на общее самочувствие, их эмоциональное состояние, способствуют налаживанию внутрисемейной обстановки и обучении детей. Родители наблюдают за творческим процессом, получают Д/З и с удовольствием выполняют их.
А нам в свою очередь хочется выразить благодарность Фонду поддержки детей, находящихся в ТЖС за возможность совершенствовать свой профессиональный уровень, и надеемся на дальнейшее сотрудничество в вопросах повышения профессиональной компетенции специалистов социозащитных учреждений.