МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по правовому и организационному обеспечению
антикоррупционной деятельности в подведомственных учреждениях комитета социального обеспечения Курской области
Курск
2016
Содержание
I.
|
Введение………………………………………………………………………
|
3
|
|
1. Цели и задачи Методических рекомендаций……………………………
|
3
|
|
2. Термины и определения…………………………………………………...
|
3
|
|
3. Круг субъектов, для которых разработаны Методические рекомендации…………………………………………………………...…….
|
4
|
II.
|
Нормативное правовое обеспечение………………………………………..
|
5
|
|
1. Российское законодательство в сфере предупреждения и противодействия коррупции…………………………………………….......
|
5
|
|
2. Международные соглашения по вопросам противодействия коррупции в учреждениях и зарубежное законодательство…….
|
8
|
III.
|
Основные принципы противодействия коррупции в учреждениях подведомственных комитету социального обеспечению Курской области...........................................................................................……….
|
8
|
IV.
|
Антикоррупционная политика в учреждении…………………………….
|
9
|
|
1 Общие подходы к разработке и реализации антикоррупционной политики………………………………………………………………………
|
9
|
|
2. Определение подразделений или должностных лиц, ответственных за противодействие коррупции………………………………………………...
|
16
|
|
3. Оценка коррупционных рисков………………………………………….
|
17
|
|
4. Выявление и урегулирование конфликта интересов……………………
|
19
|
|
5. Разработка и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы учреждения……
|
26
|
|
6. Консультирование и обучение работников учреждения……………….
|
27
|
|
7. Внутренний контроль и аудит…………………………………………….
|
28
|
|
8. Принятие мер по предупреждению коррупции при взаимодействии с организациями-контрагентами и в зависимых учреждениях……………..
|
30
|
|
9. Взаимодействие с государственными органами, осуществляющими контрольно-надзорные функции…………………………………………….
10. Сотрудничество с правоохранительными органами в сфере противодействия коррупции…………………………………………….......
|
30
33
|
|
11. Участие в коллективных инициативах по противодействию коррупции…………………………………………………………………….
|
34
|
I. Введение
1. Цели и задачи Методических рекомендаций
Методические рекомендации по правовому и организационному обеспечению антикоррупционной деятельности учреждений подведомственных комитету социального обеспечения Курской области (далее – Методические рекомендации) разработаны во исполнение подпункта «б» пункта 25 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 года №309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» и в соответствии со статьей 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Целью Методических рекомендаций является формирование единого подхода к обеспечению работы по правовому и организационному обеспечению антикоррупционной деятельности в учреждениях, подведомственных комитету социального обеспечения Курской области (далее - учреждениях), профилактике и противодействию коррупции в соответствии с современными требованиями.
Задачами Методических рекомендаций являются:
- информирование учреждений о нормативно-правовом обеспечении работы по противодействию коррупции и ответственности за совершение коррупционных правонарушений;
- определение основных принципов противодействия коррупции в учреждениях;
- методическое обеспечение разработки и реализации мер, направленных на профилактику и противодействие коррупции в учреждениях.
2. Термины и определения
Коррупция – злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Коррупцией также является совершение перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица (пункт 1 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции»).
Противодействие коррупции – деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, учреждений и физических лиц в пределах их полномочий (пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции»):
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Предупреждение коррупции – деятельность учреждении, направленная на введение элементов корпоративной культуры, организационной структуры, правил и процедур, регламентированных внутренними нормативными документами, обеспечивающих недопущение коррупционных правонарушений.
Взятка – получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.
Коммерческий подкуп – незаконные передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной учреждении, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением (часть 1 статьи 204 Уголовного кодекса Российской Федерации).
Комплаенс – обеспечение соответствия деятельности учреждении требованиям, налагаемым на нее российским и зарубежным законодательством, иными обязательными для исполнения регулирующими документами, а также создание в учреждении механизмов анализа, выявления и оценки рисков коррупционно опасных сфер деятельности и обеспечение комплексной защиты учреждении.
3. Круг субъектов, для которых разработаны Методические рекомендации
Настоящие Методические рекомендации разработаны для использования в учреждениях, подведомственных комитету социального обеспечения Курской области.
В учреждениях Методические рекомендации могут быть использованы широким кругом лиц.
Руководство учреждения может использовать Методические рекомендации в целях:
- получения сведений об основных процедурах и механизмах, которые могут быть внедрены в учреждении в целях предупреждения и противодействия коррупции;
- получения сведений о роли, функциях и обязанностях, которые руководству учреждении необходимо принять на себя для эффективной реализации в учреждении антикоррупционной деятельности.
- разработки основ антикоррупционной политики в учреждении.
Лица, ответственные за реализацию антикоррупционной политики в учреждениях, могут использовать настоящие Методические рекомендации в целях:
- разработки и реализации в учреждении конкретных мер и мероприятий, направленных на предупреждение и противодействие коррупции, включая разработку и внедрение соответствующих регулирующих документов и методических материалов.
Работники учреждений могут использовать Методические рекомендации в целях получения сведений:
- о нормативно-правовом регулировании в сфере противодействия коррупции и ответственности за совершение коррупционных правонарушений;
- об обязанностях, которые могут быть возложены на работников учреждения в связи с реализацией антикоррупционных мер.
II. Нормативное правовое обеспечение
1. Российское законодательство в сфере предупреждения и противодействия коррупции
1.1. Обязанность учреждений принимать меры по предупреждению коррупции
Основополагающим нормативным правовым актом в сфере борьбы с коррупцией является Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон «О противодействии коррупции»).
Частью 1 статьи 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции» установлена обязанность учреждений разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. Меры, рекомендуемые к применению в учреждениях, содержатся в части 2 указанной статьи.
1.2. Ответственность юридических лиц
Общие нормы
Общие нормы, устанавливающие ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения, закреплены в статье 14 Федерального закона «О противодействии коррупции». В соответствии с данной статьей, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающие условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом применение мер ответственности за коррупционное правонарушение к юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение виновное физическое лицо. Привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение юридическое лицо. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, данные нормы распространяются на иностранные юридические лица.
Незаконное вознаграждение от имени юридического лица
Статья 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) устанавливает меры ответственности за незаконное вознаграждение от имени юридического лица (незаконные передача, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной учреждении, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной учреждении денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной учреждении, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной учреждении действия (бездействия), связанного с занимаемым ими служебным положением, влечет наложение на юридическое лицо административного штрафа).
Статья 19.28 КоАП РФ не устанавливает перечень лиц, чьи неправомерные действия могут привести к наложению на организацию административной ответственности, предусмотренной данной статьей. Судебная практика показывает, что обычно такими лицами становятся руководители учреждений.
Незаконное привлечение к трудовой деятельности бывшего государственного (муниципального) служащего.
Учреждения должны учитывать положения статьи 12 Федерального закона «О противодействии коррупции», устанавливающие ограничения для гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора.
В частности, работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, ранее замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы.
Правила сообщения работодателями указанной информации закреплены в постановлении Правительства Российской Федерации от 21.01.2015 №29.
Названные требования, исходя из положений пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 года № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции», распространяются на лиц, замещавших должности федеральной государственной службы, включенные в раздел I или раздел II перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года №557, либо в перечень должностей, утвержденный руководителем государственного органа в соответствии с разделом III названного перечня. Перечни должностей, замещающие которые граждане обязаны представлять вышеназванные сведения, утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (пункт 4 Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 года №925) и локальными нормативными актами учреждений.
Неисполнение работодателем обязанности, предусмотренной частью 4 статьи 12 Федерального закона «О противодействии коррупции», является правонарушением и влечет в соответствии со статьей 19.29 КоАП РФ ответственность в виде административного штрафа.
1.3. Ответственность физических лиц
Ответственность физических лиц за коррупционные правонарушения установлена статьей 13 Федерального закона «О противодействии коррупции». Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Трудовое законодательство не предусматривает специальных оснований для привлечения работника учреждении к дисциплинарной ответственности в связи с совершением им коррупционного правонарушения в интересах или от имени учреждении.
Тем не менее, в Трудовом кодексе Российской Федерации
(далее – ТК РФ) существует возможность привлечения работника учреждении к дисциплинарной ответственности.
Так, согласно статье 192 ТК РФ к дисциплинарным взысканиям, в частности, относится увольнение работника по основаниям, предусмотренным пунктами 5, 6, 9 или 10 части первой статьи 81, а также пунктами 7 или 7.1 части первой статьи 81 ТК РФ в случаях, когда виновные действия, дающие основания для утраты доверия, совершены работником по месту работы и в связи с исполнением им трудовых обязанностей. Трудовой договор может быть расторгнут работодателем, в том числе в следующих случаях:
- однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей, выразившегося в разглашении охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, в том числе разглашении персональных данных другого работника (подпункт «в» пункта 6 части 1 статьи 81 ТК РФ);
- совершения виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя (пункт 7 части первой статьи 81 ТК РФ);
- принятия необоснованного решения руководителем учреждения (филиала), его заместителями и главным бухгалтером, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб имуществу учреждении (пункт 9 части первой статьи 81 ТК РФ);
- однократного грубого нарушения руководителем учреждения (филиала), его заместителями своих трудовых обязанностей (пункт 10 части первой статьи 81 ТК РФ).
- Международные соглашения по вопросам противодействия коррупции в учреждениях и зарубежное законодательство
Организациям и их работникам следует принимать во внимание, что к ним могут применяться нормы и санкции, установленные не только российским, но и зарубежным антикоррупционным законодательством, в частности:
- в отношении российского учреждения может применяться антикоррупционное законодательство тех стран, на территории которых организация осуществляет свою деятельность;
- в отношении зарубежного учреждения за совершение на территории Российской Федерации коррупционного правонарушения могут применяться меры ответственности, предусмотренные антикоррупционным законодательством страны, в которой учреждение зарегистрировано или с которой оно связана иным образом.
Особое значение при этом имеет законодательство, направленное на противодействие подкупу иностранных должностных лиц. Общие подходы к борьбе с данным преступлением закреплены в Конвенции учреждении экономического сотрудничества и развития по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок.
III. Основные принципы противодействия коррупции в учреждениях подведомственных комитету социального обеспечения Курской области
При создании системы мер противодействия коррупции в учреждениях рекомендуется основываться на следующих ключевых принципах:
- Принцип соответствия политики учреждения действующему законодательству и общепринятым нормам.
Соответствие реализуемых антикоррупционных мероприятий Конституции Российской Федерации, заключенным Российской Федерацией международным договорам, законодательству Российской Федерации и иным нормативным правовым актам, применимым к учреждению.
- Принцип личного примера руководства.
Ключевая роль руководства учреждения в формировании культуры нетерпимости к коррупции и в создании внутриорганизационной системы предупреждения и противодействия коррупции.
- Принцип вовлеченности работников.
Информированность работников учреждения о положениях антикоррупционного законодательства и их активное участие в формировании и реализации антикоррупционных стандартов и процедур.
- Принцип соразмерности антикоррупционных процедур риску коррупции.
Разработка и выполнение комплекса мероприятий, позволяющих снизить вероятность вовлечения учреждения, ее руководителей и сотрудников в коррупционную деятельность, осуществляется с учетом существующих в деятельности данной учреждении коррупционных рисков.
- Принцип эффективности антикоррупционных процедур.
Применение в учреждении таких антикоррупционных мероприятий, которые имеют низкую стоимость, обеспечивают простоту реализации и приносят значимый результат.
- Принцип ответственности и неотвратимости наказания.
Неотвратимость наказания для работников учреждения вне зависимости от занимаемой должности, стажа работы и иных условий в случае совершения ими коррупционных правонарушений в связи с исполнением трудовых обязанностей, а также персональная ответственность руководства учреждений за реализацию внутриорганизационной антикоррупционной политики.
- Принцип открытости в работе.
Информирование сотрудников, посетителей, обеспечиваемых лиц и общественности о принятых в учреждении антикоррупционных стандартах.
- Принцип постоянного контроля и регулярного мониторинга.
Регулярное осуществление мониторинга эффективности внедренных антикоррупционных стандартов и процедур, а также контроля за их исполнением в учреждении.
IV. Антикоррупционная политика в учреждении
1. Общие подходы к разработке и реализации антикоррупционной политики
Антикоррупционная политика учреждения представляет собой комплекс взаимосвязанных принципов, процедур и конкретных мероприятий, направленных на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в деятельности данного учреждения. Сведения о реализуемой в учреждении антикоррупционной политике рекомендуется закрепить в локальном нормативном документе, например, с одноименным названием - «Антикоррупционная политика (наименование учреждении)».
Антикоррупционную политику и документы учреждения, регулирующие вопросы предупреждения и противодействия коррупции, рекомендуется принимать в форме локальных нормативных актов, что позволит обеспечить обязательность их выполнения всеми работниками учреждения.
Систематическое внедрение в учреждении антикоррупционных мер связано с определенными расходами, однако в среднесрочной и долгосрочной перспективе может принести учреждению ряд значимых преимуществ.
В частности, приверженность учреждения закону и высоким этическим стандартам в деловых отношениях способствуют укреплению его репутации среди учреждений и клиентов. При этом репутация учреждения может до некоторой степени служить защитой от коррупционных посягательств со стороны недобросовестных представителей учреждений которые будут воздерживаться от предложения или вымогательства незаконного вознаграждения, поскольку будут знать, что такое предложение будет отвергнуто и доведено до сведения учредителя учреждения.
Отказ учреждения от участия в коррупционных сделках и профилактика коррупции также способствуют добросовестному поведению сотрудников учреждения по отношению друг к другу и к самому учреждению. И наоборот - лояльное отношение руководства учреждения к незаконному и неэтичному поведению в отношении контрагентов может привести к появлению у сотрудников ощущения, что такое поведение приемлемо также в отношении своего работодателя и коллег.
В разработке и реализации антикоррупционной политики как документа следует выделить следующие этапы:
- разработка проекта локального нормативного акта касающегося антикоррупционной политики учреждения;
- согласование проекта и его утверждение;
- информирование работников о принятой в учреждении антикоррупционной политике;
- реализация предусмотренных политикой антикоррупционных мер;
- анализ применения антикоррупционной политики и, при необходимости, ее пересмотр.
Разработка проекта локального нормативного акта антикоррупционной политики.
Разработчиком антикоррупционной политики может выступать должностное лицо или структурное подразделение учреждения, на которое планируется возложить функции по профилактике и противодействию коррупции.
Помимо лиц, непосредственно ответственных за разработку проекта антикоррупционной политики, рекомендуется активно привлекать к его обсуждению широкий круг работников учреждения. Для этого необходимо обеспечить информирование работников о возможности участия в подготовке проекта. В частности, проект политики может быть размещен на официальном сайте учреждении. Также полезно проведение очных обсуждений и консультаций.
Согласование проекта локального нормативного акта и его утверждение.
Проект локального нормативного акта антикоррупционной политики, подготовленный с учетом поступивших предложений и замечаний, рекомендуется согласовать с кадровым и юридическим подразделениями учреждения, представителями работников, после чего представить руководству учреждения.
Итоговая версия проекта подлежит утверждению руководством учреждения. Принятие политики в форме локального нормативного акта обеспечит обязательность ее соблюдения всеми работниками учреждения, что может быть также обеспечено посредством включения данных требований в трудовые договоры в качестве обязанности работников.
Информирование работников о принятой в учреждении локального нормативного акта касающегося антикоррупционной политики учреждения.
Утвержденная антикоррупционная политика учреждения доводится до сведения всех работников учреждения, в том числе посредством оповещения по электронной почте. Рекомендуется организовать ознакомление с ней работников, принимаемых на работу в учреждение, под роспись. Также следует обеспечить возможность беспрепятственного доступа работников к тексту локального нормативного акта, например, разместить его на официальном сайте учреждения. Полезно также предусмотреть «переходный период» с момента принятия антикоррупционной политики и до начала ее действия, в течение которого провести обучение работников учреждения внедряемым стандартам поведения, правилам и процедурам.
Реализация предусмотренных политикой антикоррупционных мер.
Утвержденная политика подлежит непосредственной реализации и применению в деятельности учреждения. Исключительно большое значение на этой стадии имеет проведение антикоррупционных мероприятий и инициатив руководством учреждения. Руководитель учреждения, с одной стороны, должен демонстрировать личный пример соблюдения антикоррупционных стандартов поведения, а с другой стороны, выступать гарантом выполнения в учреждении антикоррупционных правил и процедур.
Анализ применения антикоррупционной политики и, при необходимости, ее пересмотр.
Рекомендуется осуществлять регулярный мониторинг хода и эффективности реализации антикоррупционной политики. В частности, должностное лицо или структурное подразделение учреждения, на которое возложены функции по предупреждению и противодействию коррупции, может ежегодно представлять руководству учреждения соответствующий отчет. Если по результатам мониторинга возникают сомнения в эффективности реализуемых антикоррупционных мероприятий, необходимо внести в антикоррупционную политику изменения и дополнения.
Пересмотр принятой антикоррупционной политики может проводиться и в иных случаях, таких как внесение изменений в ТК РФ и законодательство о противодействии коррупции, изменение организационно-правовой формы учреждения и т.д.
Содержание антикоррупционной политики конкретного учреждения определяется спецификой работы этого учреждения и особенностями условий, в которых оно функционирует. Рекомендуется отразить в антикоррупционной политике следующие вопросы:
- цели и задачи внедрения антикоррупционной политики;
- используемые в политике понятия и определения;
- основные принципы антикоррупционной деятельности учреждения;
- область применения политики и круг лиц, попадающих под ее действие;
- определение должностных лиц учреждения, ответственных за реализацию антикоррупционной политики;
- определение и закрепление обязанностей работников и учреждения, связанных с предупреждением и противодействием коррупции;
- установление перечня реализуемых учреждением антикоррупционных мероприятий, стандартов и процедур и порядок их выполнения (применения);
- ответственность сотрудников за несоблюдение требований антикоррупционной политики;
- порядок пересмотра и внесения изменений в антикоррупционную политику учреждения.
Область применения политики и круг лиц, попадающих под ее действие.
Основным кругом лиц, попадающих под действие политики, являются работники учреждения, находящиеся с ним в трудовых отношениях, вне зависимости от занимаемой должности и выполняемых функций. Однако политика может закреплять случаи и условия, при которых ее действие распространяется и на других лиц, например, физических и (или) юридических лиц, с которыми учреждение вступает в иные договорные отношения. При этом необходимо учитывать, что эти случаи, условия и обязательства также должны быть закреплены в договорах, заключаемых организацией с контрагентами.
Закрепление обязанностей работников и учреждения, связанных с предупреждением и противодействием коррупции.
Обязанности работников учреждения в связи с предупреждением и противодействием коррупции могут быть общими для всех сотрудников учреждения или специальными, то есть устанавливаться для отдельных работников.
Примерами общих обязанностей работников в связи с предупреждением и противодействием коррупции могут быть следующие:
- воздерживаться от совершения и (или) участия в совершении коррупционных правонарушений в интересах или от имени учреждения;
- воздерживаться от поведения, которое может быть истолковано окружающими как готовность совершить или участвовать в совершении коррупционного правонарушения в интересах или от имени учреждения;
- незамедлительно информировать непосредственного руководителя / лицо, ответственное за реализацию антикоррупционной политики / руководство учреждения о случаях склонения работника к совершению коррупционных правонарушений;
- незамедлительно информировать непосредственного начальника / лицо, ответственное за реализацию антикоррупционной политики / руководство учреждения о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками, контрагентами учреждения или иными лицами;
- сообщить непосредственному начальнику или иному ответственному лицу о возможности возникновения либо возникшем у работника конфликте интересов.
В целях обеспечения эффективного исполнения возложенных на работников обязанностей необходимо четко регламентировать процедуры их соблюдения. Так, в частности, порядок уведомления работодателя о случаях склонения работника к совершению коррупционных правонарушений или о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений следует закрепить в локальном нормативном акте учреждения. В данном документе необходимо предусмотреть каналы и формы представления уведомлений, порядок их регистрации и сроки рассмотрения, а также меры, направленные на обеспечение конфиденциальности полученных сведений и защиты лиц, сообщивших о коррупционных правонарушениях. В качестве методического материала при подготовке локального нормативного акта предлагаем использовать Методические рекомендации о порядке уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения государственного или муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений, включающие перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, вопросы учреждении проверки этих сведений и порядка регистрации уведомлений[1].
Специальные обязанности в связи с предупреждением и противодействием коррупции могут устанавливаться для следующих категорий лиц, работающих в учреждении:
- руководства учреждения;
- лиц, ответственных за реализацию антикоррупционной политики;
- работников, чья деятельность связана с коррупционными рисками и непосредственно работающими с посетителями и обслуживаемыми;
- лиц, осуществляющих внутренний контроль и т.д.
Исходя их положений статьи 57 ТК РФ по соглашению сторон в трудовой договор могут также включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, а также права и обязанности работника и работодателя, вытекающие из условий коллективного договора, соглашений.
В этой связи, как общие, так и специальные обязанности рекомендуется включить в трудовой договор с работником учреждения. При условии закрепления обязанностей работника в связи с предупреждением и противодействием коррупции в трудовом договоре работодатель вправе применить к работнику меры дисциплинарного взыскания, включая увольнение, при наличии оснований, предусмотренных ТК РФ, за совершения неправомерных действий, повлекших неисполнение возложенных на него трудовых обязанностей.
Установление перечня проводимых учреждением антикоррупционных мероприятий и порядок их выполнения (применения).
В антикоррупционную политику учреждения рекомендуется включить перечень конкретных мероприятий, которые учреждение планирует реализовать в целях предупреждения и противодействия коррупции. Набор таких мероприятий может варьироваться и зависит от конкретных потребностей и возможностей учреждения. Примерный перечень антикоррупционных мероприятий, которые могут быть реализованы в учреждении, приведен в Таблице 1.
Таблица 1 – Примерный перечень антикоррупционных мероприятий в учреждениях подведомственных комитету социального обеспечения Курской области
Направление
|
Мероприятие
|
Нормативное обеспечение, закрепление стандартов поведения и декларация намерений
|
Разработка и принятие кодекса этики и служебного поведения работников учреждения
|
Разработка и внедрение положения о конфликте интересов, декларации о конфликте интересов
|
Разработка и принятие правил, регламентирующих вопросы обмена деловыми подарками и знаками делового гостеприимства
|
Введение в договоры, связанные с хозяйственной деятельностью учреждении, стандартной антикоррупционной оговорки
|
Введение антикоррупционных положений в трудовые договора работников
|
Разработка и введение специальных антикоррупционных процедур
|
Введение процедуры информирования работниками работодателя о случаях склонения их к совершению коррупционных нарушений и порядка рассмотрения таких сообщений, включая создание доступных каналов передачи обозначенной информации (механизмов «обратной связи», телефона доверия и т. п.)
|
Введение процедуры информирования работодателя о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками, контрагентами учреждения или иными лицами и порядка рассмотрения таких сообщений, включая создание доступных каналов передачи обозначенной информации (механизмов «обратной связи», телефона доверия и т. п.)
|
Введение процедуры информирования работниками работодателя о возникновении конфликта интересов и порядка урегулирования выявленного конфликта интересов
|
Введение процедур защиты работников, сообщивших о коррупционных правонарушениях в деятельности учреждении, от формальных и неформальных санкций
|
Проведение периодической оценки коррупционных рисков в целях выявления сфер деятельности учреждения, наиболее подверженных таким рискам, и разработки соответствующих антикоррупционных мер
|
Ротация работников, занимающих должности, связанные с высоким коррупционным риском
|
Обучение и информирование работников
|
Ежегодное ознакомление работников под роспись с нормативными документами, регламентирующими вопросы предупреждения и противодействия коррупции в учреждении
|
Проведение обучающих мероприятий по вопросам профилактики и противодействия коррупции
|
Организация индивидуального консультирования работников по вопросам применения (соблюдения) антикоррупционных стандартов и процедур
|
Обеспечение соответствия системы внутреннего контроля и аудита учреждении требованиям антикоррупционной политики учреждения
|
Осуществление регулярного контроля соблюдения внутренних процедур
|
Осуществление регулярного контроля данных бухгалтерского учета, наличия и достоверности первичных документов бухгалтерского учета
|
Осуществление регулярного контроля экономической обоснованности расходов в сферах с высоким коррупционным риском: обмен деловыми подарками, представительские расходы, благотворительные пожертвования, вознаграждения внешним консультантам
|
Привлечение экспертов
|
Периодическое проведение внешнего аудита
|
Привлечение внешних независимых экспертов при осуществлении хозяйственной деятельности учреждения и разработка антикоррупционных мер
|
Оценка результатов проводимой антикоррупционной работы и распространение отчетных материалов
|
Проведение регулярной оценки результатов работы по противодействию коррупции
|
Подготовка и отправка в комитет социального обеспечения Курской области ежегодных и ежеквартальных отчетных материалов о проводимой работе и достигнутых результатах в сфере противодействия коррупции
|
В качестве составной части или приложения к антикоррупционной политике в учреждении утверждается план антикоррупционных мероприятий на год (период лет). При составлении такого плана рекомендуется для каждого мероприятия указывать сроки его проведения и ответственного исполнителя.
2. Определение подразделений или должностных лиц, ответственных за противодействие коррупции
Учреждению рекомендуется определить структурное подразделение или должностных лиц, ответственных за противодействие коррупции, исходя из собственных потребностей, задач, специфики деятельности, штатной численности, организационной структуры, материальных ресурсов и др. признаков.
Задачи, функции и полномочия структурного подразделения или должностных лиц, ответственных за противодействие коррупции, должны быть четко определены.
Например, они могут быть установлены:
- в антикоррупционной политике учреждения и иных нормативных документах, устанавливающих антикоррупционные процедуры;
- в трудовых договорах и должностных инструкциях работников;
- в положении о подразделении, ответственном за противодействие коррупции.
Рекомендуется обеспечить непосредственную подчиненность таких структурных подразделений или должностных лиц руководству учреждения, а также наделить их полномочиями, достаточными для проведения антикоррупционных мероприятий в отношении лиц, занимающих руководящие должности в учреждении. При формировании структурного подразделения, ответственного за противодействие коррупции, необходимо уделить пристальное внимание определению штатной численности, достаточной для выполнения возложенных на данное подразделение функций, а также обеспечить его необходимыми техническими средствами и ресурсами.
В число обязанностей структурного подразделения или должностного лица, например, может включаться:
- разработка и представление на утверждение руководителю учреждения проектов локальных нормативных актов учреждения, направленных на реализацию мер по предупреждению коррупции (антикоррупционной политики, кодекса этики и служебного поведения работников и т.д.);
- проведение контрольных мероприятий, направленных на выявление коррупционных правонарушений работниками учреждения;
- организация проведения оценки коррупционных рисков;
- прием и рассмотрение сообщений о случаях склонения работников к совершению коррупционных правонарушений в интересах или от имени иной организации, а также о случаях совершения коррупционных правонарушений работниками, контрагентами учреждения или иными лицами;
- организация заполнения и рассмотрения деклараций о конфликте интересов;
- организация обучающих мероприятий по вопросам профилактики и противодействия коррупции и индивидуального консультирования работников;
- оказание содействия уполномоченным представителям контрольно-надзорных и правоохранительных органов при проведении ими инспекционных проверок деятельности учреждения по вопросам предупреждения и противодействия коррупции;
- оказание содействия уполномоченным представителям правоохранительных органов при проведении мероприятий по пресечению или расследованию коррупционных преступлений;
- проведение оценки результатов антикоррупционной работы и подготовка соответствующих отчетных материалов руководству учреждения.
3. Оценка коррупционных рисков
Целью оценки коррупционных рисков является определение конкретных процессов и деловых операций в деятельности учреждения, при реализации которых наиболее высока вероятность совершения работниками учреждения коррупционных правонарушений как в целях получения личной выгоды, так и в целях получения выгоды организацией.
Оценка коррупционных рисков является важнейшим элементом антикоррупционной политики. Она позволяет обеспечить соответствие реализуемых антикоррупционных мероприятий специфике деятельности учреждения и рационально использовать ресурсы, направляемые на проведение работы по профилактике коррупции.
Оценку коррупционных рисков рекомендуется проводить как на стадии разработки антикоррупционной политики, так и после ее утверждения на регулярной основе. При этом возможен следующий порядок проведения оценки коррупционных рисков:
- представить деятельность учреждения в виде отдельных процессов оказания социальных услуг обеспечиваемым и посетителям, в каждом из которых выделить составные элементы (подпроцессы);
- выделить «критические точки» - для каждого процесса определить те элементы (подпроцессы), при реализации которых наиболее вероятно возникновение коррупционных правонарушений;
- для каждого подпроцесса, реализация которого связана с коррупционным риском, составить описание возможных коррупционных правонарушений, включающее:
- характеристику выгоды или преимущества, которое может быть получено учреждением или ее отдельными работниками при совершении «коррупционного правонарушения»;
- должности в учреждении, которые являются «ключевыми» для совершения коррупционного правонарушения – участие каких должностных лиц учреждения необходимо, чтобы совершение коррупционного правонарушения стало возможным;
- вероятные формы осуществления коррупционных платежей.
- на основании проведенного анализа подготовить «карту коррупционных рисков учреждения» - сводное описание «критических точек» и возможных коррупционных правонарушений.
- сформировать перечень должностей, связанных с высоким коррупционным риском. В отношении работников, замещающих такие должности, могут быть установлены специальные антикоррупционные процедуры и требования, например, регулярное заполнение декларации о конфликте интересов.
- разработать комплекс мер по устранению или минимизации коррупционных рисков. Такие меры рекомендуется разработать для каждой «критической точки». В зависимости от специфики конкретной должности такие меры могут включать:
- детальную регламентацию способа и сроков совершения действий работником в «критической точке»;
- перераспределение между структурными подразделениями внутри учреждения функций и задач;
- введение или расширение процессуальных форм внешнего взаимодействия работников учреждения (с представителями органов государственной власти и др.), например, использование информационных технологий в качестве приоритетного направления для осуществления такого взаимодействия;
- установление дополнительных форм отчетности работников о результатах принятых решений;
- введение ограничений, затрудняющих осуществление коррупционных действий, платежей и т.д.
4. Выявление и урегулирование конфликта интересов
Выявление конфликта интересов в деятельности учреждения и ее работников является одним из важных способов предупреждения коррупции. Значительной части коррупционных правонарушений предшествует ситуация хрупкого равновесия, когда работник учреждения уже видит возможность извлечь личную выгоду из недолжного исполнения своих обязанностей, но по тем или иным причинам еще не совершил необходимых для этого действий. Если своевременно зафиксировать этот момент и тем или иным образом убедить работника на должное поведение, можно не допустить правонарушения и избежать причинения вреда.
4.1. Особенности нормативного правового регулирования в сфере предотвращения, выявления и урегулирования конфликта интересов в учреждении
При внедрении в учреждениях мер по выявлению, предотвращению и урегулированию конфликта интересов следует учитывать, что в настоящее время разные определения понятия «конфликт интересов» и процедуры его урегулирования закреплены в целом ряде нормативных правовых актов.
Во-первых, соответствующие нормы содержатся в Федеральном законе «О противодействии коррупции», а также в принятых в его развитие статьях ТК РФ.
Во-вторых, требования по предотвращению и урегулированию конфликта интересов закреплены в ряде федеральных законов и подзаконных нормативных правовых актов, направленных на регулирование отдельных видов деятельности. При этом и понимание конфликта интересов, и механизмы его регулирования в разных видах деятельности могут существенно различаться.
В-третьих, нормативные правовые акты, определяющие правовое положение учреждений разных организационно-правовых форм, хотя обычно и не содержат прямого упоминания конфликта интересов, но зачастую устанавливают чрезвычайно важные, с точки зрения его регулирования, правила совершения сделок с заинтересованностью.
Федеральный закон «О противодействии коррупции» и Трудовой кодекс Российской Федерации
Определение «конфликта интересов», содержащееся в Федеральном законе «О противодействии коррупции», изначально было ориентировано на государственную службу. В соответствии с частью 1 статьи 10 данного Федерального закона под конфликтом интересов на государственной службе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного служащего и правами и законными интересами граждан, учреждений, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, учреждений, общества или государства.
При этом под личной заинтересованностью, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение должностных (служебных) обязанностей, понимается возможность получения при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.
В соответствии со статьей 12.4 Федерального закона «О противодействии коррупции», ограничения, запреты и обязанности, установленные в отношении лиц, замещающих должности федеральной государственной службы, данным Федеральным законом были распространены на работников, замещающих должности:
- в государственных корпорациях;
- в Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования;
- в иных учреждениях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов;
- в учреждениях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед государственными органами (в том числе, в учреждениях подведомственных комитету социального обеспечения Курской области).
На данные категории работников ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом «О противодействии коррупции», распространяются с учетом особенностей, обусловленных их правовым статусом. Указанные особенности закреплены, прежде всего, в ТК РФ, а также в ряде подзаконных нормативных правовых актах, локальных нормативных актах учреждений.
В частности, применительно к государственным (бюджетным) учреждениям в соответствии со статьей 349.1 ТК РФ под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность работника государственного (бюджетного) учреждения влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им трудовых обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью работника и правами и законными интересами учреждения, работником которого он является, способное привести к причинению вреда имуществу и (или) деловой репутации этого учреждения.
Под личной заинтересованностью работника государственного учреждения, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им трудовых обязанностей, понимается возможность получения работником в связи с исполнением трудовых обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества, в том числе имущественных прав, или услуг имущественного характера для себя или для третьих лиц.
Работники учреждения обязаны сообщать работодателю о личной заинтересованности при исполнении трудовых обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, а также должны принимать меры по предотвращению такого конфликта.
Кроме того, работники учреждений - созданных для выполнения задач, поставленных перед государственными органами, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2013 г. № 568 «О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции», т.е и работники подведомственных учреждений комитета социального обеспечения Курской области, обязаны принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов и урегулированию возникшего конфликта интересов, а также должны уведомлять в письменной форме работодателя и своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения.
Таким образом, учреждениям, создаваемым для выполнения задач, поставленных перед государственными органами, рекомендуется принять за основу определение «конфликта интересов», закрепленное в статье 10 Федерального закона «О противодействии коррупции». При этом следует учитывать, что к подведомственным учреждениям могут одновременно применяться нормативные правовые акты, устанавливающие специальные запреты и ограничения в зависимости от характера деятельности, осуществляемой учреждением.
Нормативные правовые акты, регулирующие медицинскую деятельность в подведомственных учреждениях
Применительно к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность, понятие «конфликт интересов» определено в статье 75 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №323-ФЗ). В соответствии с частью 1 статьи 75 Федерального закона №323-ФЗ под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой у медицинского или фармацевтического работника при осуществлении ими профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении, лично либо через представителя компании, материальной выгоды или иного преимущества, которое влияет или может повлиять на надлежащее исполнение ими профессиональных обязанностей вследствие противоречия между личной заинтересованностью медицинского работника и интересами пациента.
Федеральный закон №323-ФЗ обязывает медицинских работников информировать о возникновении конфликта интересов в письменной форме:
- руководителя учреждения в которой он работает;
- руководитель учреждения в семидневный срок со дня, когда ему стало известно о конфликте интересов, обязан в письменной форме уведомить об этом вышестоящую организацию (комитет социального обеспечения Курской области).
При этом следует обратить особое внимание на то, что в ноябре 2013 года в КоАП РФ была добавлена статья 6.29, предусматривающая наложение административных штрафов за непредставление информации о конфликте интересов при осуществлении медицинской деятельности. В соответствии с данной статьей:
- непредставление соответствующей информации медицинским работником наказывается штрафом в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей;
- непредставление или несвоевременное представление соответствующей информации руководителем учреждения наказывается штрафом в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
При этом повторное непредставление или несвоевременное представление информации о конфликте интересов может повлечь дисквалификацию на срок до шести месяцев.
Руководители подведомственных учреждений представляют информацию о возникновении конфликта интересов в Комиссию комитета социального обеспечения Курской области по урегулированию конфликта интересов.
4.2. Организационные меры по регулированию и предотвращению конфликта интересов
С целью регулирования и предотвращения конфликта интересов в деятельности своих работников (а значит и возможных негативных последствий конфликта интересов для учреждения) учреждению рекомендуется принять Положение о конфликте интересов или включить соответствующий детализированный раздел в действующий в учреждении кодекс поведения. При этом следует учитывать требования к содержанию кодексов поведения, закрепленные в рассмотренных выше нормативных правовых актах, регулирующих отдельные виды деятельности.
Положение о конфликте интересов – это внутренний документ учреждения, устанавливающий порядок выявления и урегулирования конфликтов интересов, которые могут возникнуть у работников учреждения в ходе выполнения ими трудовых обязанностей. При разработке положения о конфликте интересов рекомендуется обратить внимание на включение в него следующих аспектов:
- цели и задачи положения о конфликте интересов;
- используемые в положении понятия и определения;
- круг лиц, попадающих под действие положения;
- основные принципы управления конфликтом интересов в учреждении;
- порядок раскрытия конфликта интересов работником учреждения и порядок его урегулирования, в том числе возможные способы разрешения возникшего конфликта интересов;
- обязанности работников в связи с раскрытием и урегулированием конфликта интересов;
- определение лиц, ответственных за прием сведений о возникшем конфликте интересов и рассмотрение этих сведений;
- ответственность работников за несоблюдение положения о конфликте интересов.
Круг лиц, попадающих под действие положения
Действие положения следует распространить на всех работников учреждения вне зависимости от уровня занимаемой должности. Обязанность соблюдать положение также может быть закреплена для физических лиц, сотрудничающих с организацией на основе гражданско-правовых договоров. В этом случае соответствующие положения нужно включить в текст договоров.
Основные принципы управления конфликтом интересов в учреждении
Перед учреждением, принимающим меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, стоит сложная задача соблюдения баланса между интересами учреждения как единого целого и личной заинтересованности работников учреждения.
В основу работы по управлению конфликтом интересов в учреждении могут быть положены следующие принципы:
- обязательность раскрытия сведений о реальном или потенциальном конфликте интересов;
- индивидуальное рассмотрение и оценка репутационных рисков для учреждения при выявлении каждого конфликта интересов и его урегулирование;
- конфиденциальность процесса раскрытия сведений о конфликте интересов и процесса его урегулирования;
- соблюдение баланса интересов учреждения и работника при урегулировании конфликта интересов;
- защита работника от преследования в связи с сообщением о конфликте интересов, который был своевременно раскрыт работником и урегулирован (предотвращен) учреждением.
Примерный перечень ситуаций конфликта интересов
Следует учитывать, что конфликт интересов может принимать множество различных форм. Учреждению рекомендуется разработать перечень типовых ситуаций конфликта интересов, отражающих специфику его деятельности.
Обязанности работников в связи с раскрытием и урегулированием конфликта интересов
В положении о конфликте интересов рекомендуется закрепить обязанности работников в связи с раскрытием и урегулированием конфликта интересов, например, следующие:
- при принятии решений по рабочим вопросам и выполнении своих трудовых обязанностей руководствоваться интересами учреждения – без учета своих личных интересов, интересов своих родственников и друзей;
- избегать (по возможности) ситуаций и обстоятельств, которые могут привести к конфликту интересов;
- раскрывать возникший (реальный) или потенциальный конфликт интересов;
- содействовать урегулированию возникшего конфликта интересов.
Порядок раскрытия конфликта интересов работником учреждения и порядок его урегулирования, в том числе возможные способы разрешения возникшего конфликта интересов
Учреждению следует установить процедуру раскрытия конфликта интересов, утвердить ее локальным нормативным актом и довести до сведения всех работников учреждения. В учреждении возможно установление различных видов раскрытия конфликта интересов, в том числе:
- раскрытие сведений о конфликте интересов при приеме на работу;
- раскрытие сведений о конфликте интересов при назначении на новую должность;
- разовое раскрытие сведений по мере возникновения ситуаций конфликта интересов;
- раскрытие сведений о конфликте интересов в ходе проведения ежегодных аттестаций на соблюдение этических норм работников, принятых в учреждении (заполнение декларации о конфликте интересов).
Раскрытие сведений о конфликте интересов желательно осуществлять в письменном виде. Может быть допустимым первоначальное раскрытие конфликта интересов в устной форме с последующей фиксацией в письменном виде.
Учреждение должно взять на себя обязательство конфиденциального рассмотрения представленных сведений и урегулирования конфликта интересов.
Поступившая информация должна быть тщательно проверена уполномоченным на это должностным лицом с целью оценки серьезности возникающих для учреждении рисков и выбора наиболее подходящей формы урегулирования конфликта интересов. Следует иметь в виду, что в итоге этой работы, учреждение может придти к выводу, что ситуация, сведения о которой были представлены работником, не является конфликтом интересов и, как следствие, не нуждается в специальных способах урегулирования. Учреждение также может придти к выводу, что конфликт интересов имеет место быть, и использовать различные способы его разрешения, например:
- ограничение доступа работника к конкретной информации, которая может затрагивать личные интересы работника;
- добровольный отказ работника учреждения или его отстранение (постоянное или временное) от участия в обсуждении и процессе принятия решений по вопросам, которые находятся или могут оказаться под влиянием конфликта интересов;
- пересмотр и изменение функциональных обязанностей работника;
- временное отстранение работника от должности, если его личные интересы входят в противоречие с функциональными обязанностями;
- перевод работника на должность, предусматривающую выполнение функциональных обязанностей, не связанных с конфликтом интересов;
- передача работником принадлежащего ему имущества, являющегося основой возникновения конфликта интересов, в доверительное управление;
- отказ работника от своего личного интереса, порождающего конфликт с интересами учреждения;
- увольнение работника из учреждения по инициативе работника;
- увольнение работника по инициативе работодателя за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей и т.д.
Приведенный перечень способов разрешения конфликта интересов не является исчерпывающим. В каждом конкретном случае по договоренности учреждения и работника, раскрывшего сведения о конфликте интересов, могут быть найдены иные формы его урегулирования.
При разрешении имеющегося конфликта интересов следует выбрать наиболее «мягкую» меру урегулирования из возможных с учетом существующих обстоятельств. Более жесткие меры следует использовать только в случае, когда это вызвано реальной необходимостью или в случае, если более «мягкие» меры оказались недостаточно эффективными. При принятии решения о выборе конкретного метода разрешения конфликта интересов важно учитывать значимость личного интереса работника и вероятность того, что этот личный интерес будет реализован в ущерб интересам учреждения.
Определение лиц, ответственных за прием сведений о возникшем конфликте интересов и рассмотрение этих сведений
Определение должностных лиц, ответственных за прием сведений о возникающих (имеющихся) конфликтах интересов, является существенным элементом в реализации антикоррупционной политики. Таким лицом может быть непосредственный начальник работника, кадровой работник, лицо, ответственное за противодействие коррупции, иные лица. Рассмотрение полученной информации целесообразно проводить коллегиально: в обсуждении могут принять участие упомянутые выше лица, юрист, представитель комитета социального обеспечения Курской области курирующий учреждение и т.д.
5. Разработка и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы учреждения
Важным элементом работы по предупреждению коррупции является внедрение антикоррупционных стандартов поведения работников в культуру учреждения. В этих целях учреждению рекомендуется разработать и принять кодекс этики и служебного поведения работников учреждения. При этом следует иметь в виду, что такой кодекс имеет более широкий спектр действия, чем регулирование вопросов, связанных непосредственно с запретом совершения коррупционных правонарушений. В кодекс следует включить положения, устанавливающие ряд правил и стандартов поведения работников, затрагивающих общую этику деловых отношений и направленных на формирование этичного, добросовестного поведения работников и учреждения в целом.
Кодексы этики и служебного поведения могут значительно различаться между собой по степени жесткости устанавливаемой регламентации. С одной стороны, кодекс может закрепить только основные ценности и принципы, которые учреждение намерено культивировать в своей деятельности. С другой стороны, кодекс может устанавливать конкретные, обязательные для соблюдения правила поведения. Учреждению следует разработать кодекс этики и служебного поведения исходя из собственных потребностей, задач и специфики деятельности по приему посетителей и обслуживанию граждан. Использование типовых решений является нежелательным. Вместе с тем при подготовке своего кодекса учреждение может использовать кодексы этики и служебного поведения, принятые в учреждениях социальной сфере Курской области.
Кодекс этики и служебного поведения может закреплять как общие ценности, принципы и правила поведения, так и специальные, направленные на регулирование поведения в отдельных сферах. Примерами общих ценностей, принципов и правил поведения, которые могут быть закреплены в кодексе, являются:
- соблюдение высоких этических стандартов поведения при общении с посетителями, обслуживаемыми и персоналом учреждения;
- поддержание высоких стандартов профессиональной деятельности;
- следование лучшим практикам и опытам работы лучших сотрудников;
- создание и поддержание атмосферы доверия и взаимного уважения;
- следование принципу добросовестного соревнования и конкуренции;
- следование принципу социальной ответственности руководства учреждения;
- соблюдение законности и принятых на себя договорных обязательств;
- соблюдение принципов объективности и честности при принятии кадровых решений.
Общие ценности, принципы и правила поведения могут быть раскрыты и детализированы для отдельных сфер (видов) деятельности. Например, в сфере кадровой политики может быть закреплен принцип продвижения на вышестоящую должность только исходя из деловых качеств работника или введен запрет на работу в учреждении родственников на условии их прямой подчиненности друг другу. При этом в кодекс могут быть введены правила реализации определенных процедур, направленных на поддержание декларируемых стандартов, и определения используемой терминологии. Например, при закреплении принципа продвижения на вышестоящую должность только на основе деловых качеств работника может быть установлена процедура обращения работника с жалобой на нарушение этого принципа. При установлении запрета на работу в учреждении родственников на условии их прямой подчиненности друг другу необходимо дать точное определение понятия «родственники», то есть четко определить круг лиц, на которых распространяется действие данного запрета. Таким образом, кодекс этики и служебного поведения может не только декларировать определенные ценности, принципы и стандарты поведения, но и устанавливать правила и процедуры их внедрения в практику деятельности учреждения.
6. Консультирование и обучение работников учреждения
При организации обучения работников по вопросам профилактики и противодействия коррупции необходимо учитывать цели и задачи обучения, категорию обучаемых, вид обучения в зависимости от времени его проведения.
Цели и задачи обучения определяют тематику и форму занятий. Обучение может, в частности, проводится по следующей тематике:
- коррупция в государственном секторе экономики (теоретическая);
- юридическая ответственность за совершение коррупционных правонарушений;
- ознакомление с требованиями законодательства и внутренними документами учреждения по вопросам противодействия коррупции и порядком их применения в деятельности учреждении (прикладная);
- выявление и разрешение конфликта интересов при выполнении трудовых обязанностей (прикладная);
- поведение в ситуациях коррупционного риска, в частности в случаях вымогательства взятки со стороны должностных лиц государственных и иных учреждений;
- взаимодействие с правоохранительными органами по вопросам профилактики и противодействия коррупции (прикладная).
При организации обучения следует учитывать категорию обучаемых лиц. Стандартно выделяются следующие группы обучаемых: лица, ответственные за противодействие коррупции в учреждении; руководящие работники; иные работники учреждения. В небольших учреждениях может возникнуть проблема формирования учебных групп. В этом случае могут быть рекомендованы замена обучения в группах индивидуальным консультированием или проведением обучения совместно с другими учреждениями по договоренности. Кроме того, рекомендуется привлекать к проведению занятий со всеми категориями обучающихся представителей правоохранительных органов и органов прокуратуры (по согласованию).
В зависимости от времени проведения можно выделить следующие виды обучения:
- обучение по вопросам профилактики и противодействия коррупции непосредственно после приема на работу;
- обучение при назначении работника на иную, более высокую должность, предполагающую исполнение обязанностей, связанных с предупреждением и противодействием коррупции;
- периодическое обучение работников учреждения с целью поддержания их знаний и навыков в сфере противодействия коррупции на должном уровне;
- дополнительное обучение в случае выявления провалов в реализации антикоррупционной политики, одной из причин которых является недостаточность знаний и навыков работников в сфере противодействия коррупции.
Консультирование по вопросам противодействия коррупции обычно осуществляется в индивидуальном порядке. В этом случае целесообразно определить должностных лиц учреждения, ответственных за проведение такого консультирования. Консультирование по частным вопросам противодействия коррупции и урегулирования конфликта интересов рекомендуется проводить в конфиденциальном порядке.
7. Внутренний контроль
Федеральным законом от 6 декабря 2011 года №402-ФЗ
«О бухгалтерском учете» установлена обязанность для всех учреждений осуществлять внутренний контроль хозяйственных операций, а для учреждений, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту, также обязанность организовать внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.
Система внутреннего контроля учреждения может способствовать профилактике и выявлению коррупционных правонарушений в деятельности учреждения. При этом наибольший интерес представляет реализация таких задач системы внутреннего контроля, как обеспечение надежности и достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности учреждения и обеспечение соответствия деятельности учреждения требованиям нормативных правовых актов и локальных нормативных актов учреждения. Для этого система внутреннего контроля должна учитывать требования антикоррупционной политики, реализуемой учреждением, в том числе:
- проверка соблюдения различных организационных процедур и правил деятельности, которые значимы с точки зрения работы по профилактике и предупреждению коррупции;
- контроль документирования операций хозяйственной деятельности учреждения;
- проверка экономической обоснованности осуществляемых операций в сферах коррупционного риска.
Проверка реализации организационных процедур и правил деятельности, которые значимы с точки зрения работы по профилактике и предупреждению коррупции, может охватывать как специальные антикоррупционные правила и процедуры (например, перечисленные в Таблице 1), так и иные правила и процедуры, имеющие опосредованное значение (например, некоторые общие нормы и стандарты поведения, представленные в кодексе этики и служебного поведения учреждения).
Контроль документирования операций хозяйственной деятельности прежде всего связан с обязанностью ведения финансовой (бухгалтерской) отчетности учреждения и направлен на предупреждение и выявление соответствующих нарушений: составления неофициальной отчетности, использования поддельных документов, записи несуществующих расходов, отсутствия первичных учетных документов, исправлений в документах и отчетности, уничтожения документов и отчетности ранее установленного срока и т.д.
Проверка экономической обоснованности осуществляемых операций в сферах коррупционного риска может проводиться в отношении обмена деловыми подарками, представительских расходов, благотворительных пожертвований, вознаграждений внешним консультантам и других сфер. При этом следует обращать внимание на наличие обстоятельств – индикаторов неправомерных действий, например:
- оплата услуг, характер которых не определен либо вызывает сомнения;
- предоставление дорогостоящих подарков, оплата транспортных, развлекательных услуг, выдача на льготных условиях займов, предоставление иных ценностей или благ внешним консультантам, государственным или муниципальным служащим, работникам аффилированных лиц и контрагентов;
- выплата посреднику или внешнему консультанту вознаграждения, размер которого превышает обычную плату для учреждения или плату для данного вида услуг;
- закупки или продажи по ценам, значительно отличающимся от рыночных;
- сомнительные платежи наличными.
В рамках проводимых антикоррупционных мероприятий руководству учреждения и ее работникам следует также обратить внимание на положения законодательства, регулирующего противодействие легализации денежных средств, полученных незаконным способом, в том числе:
- приобретение, владение или использование имущества, если известно, что такое имущество представляет собой доходы от преступлений;
- сокрытие или утаивание подлинного характера, источника, места нахождения, способа распоряжения, перемещения прав на имущество или его принадлежности, если известно, что такое имущество представляет собой доходы от преступлений.
Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» установлен перечень учреждений, обязанных участвовать в исполнении требований указанного документа. Так, в частности, финансовые учреждения обязаны обеспечивать надлежащую идентификацию личности клиентов, собственников, бенифициаров, предоставлять в уполномоченные органы сообщения о подозрительных сделках, предпринимать другие обязательные действия, направленные на противодействие коррупции.
8. Принятие мер по предупреждению коррупции при взаимодействии с организациями-контрагентами и в зависимых учреждениях
В антикоррупционной работе, осуществляемой при взаимодействии с организациями-контрагентами (Контраге́нт - одна из сторон договора в гражданско-правовых отношениях), можно условно выделить два направления.
Первое направление антикоррупционной работы - заключается в установлении и сохранении деловых отношений с теми учреждениями, которые ведут деловые отношения в добросовестной и честной манере, заботятся о собственной репутации, демонстрируют поддержку высоким этическим стандартам при ведении бизнеса, реализуют собственные меры по противодействию коррупции, участвуют в коллективных антикоррупционных инициативах. В этом случае учреждению необходимо внедрять специальные процедуры проверки контрагентов в целях снижения риска вовлечения учреждения в коррупционную деятельность и иные недобросовестные практики в ходе отношений с контрагентами. В самой простой форме такая проверка может представлять собой сбор и анализ находящихся в открытом доступе сведений о потенциальных учреждениях-контрагентах: их репутации в деловых кругах, длительности деятельности на рынке, участия в коррупционных скандалах и т.п.
Второе направление антикоррупционной работы при взаимодействии с организациями-контрагентами - заключается в распространении среди учреждений-контрагентов программ, политик, стандартов поведения, процедур и правил, направленных на профилактику и противодействие коррупции, которые применяются в учреждении. Определенные положения о соблюдении антикоррупционных стандартов могут включаться в договоры, заключаемые с организациями-контрагентами.
Кроме того, рекомендуется организовать информирование своих работников, посетителей, обслуживаемых лиц и общественности о степени внедрения и успехах в реализации антикоррупционных мер, в том числе посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте учреждения и на стендах с информацией посвященной антикоррупционной работе в учреждении.
- Взаимодействие с государственными органами, осуществляющими контрольно-надзорные функции
Следует учитывать, что взаимодействие с представителями государственных органов, реализующих контрольно-надзорные функции в отношении учреждения, связано с высокими коррупционными рисками. В связи с этим учреждениям и их сотрудникам рекомендуется уделить особое внимание следующим аспектам.
9.1. Сотрудникам проверяемых учреждений следует воздерживаться от любого незаконного и неэтичного поведения при взаимодействии с государственными служащими, реализующими контрольно-надзорные мероприятия. При этом необходимо учитывать, что на государственных служащих распространяется ряд специальных антикоррупционных обязанностей, запретов и ограничений. Отдельные практики взаимодействия, приемлемые для делового сообщества, могут быть прямо запрещены государственным служащим.
Получение подарков
В частности, ограничения установлены в отношении возможности получения служащими подарков. Статья 575 Гражданского кодекса Российской Федерации запрещает дарение служащим в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей подарков, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей.
Еще более жесткий запрет действует в отношении гражданских служащих в рамках статьи 17 Федерального закона от 27июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» по которой гражданским служащим запрещено в связи с исполнением должностных обязанностей получать вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов, иные вознаграждения). Такие подарки гражданские служащие не могут принимать даже для последующей их передачи в собственность государственного органа. Исключение сделано лишь для подарков, получаемых гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями.
Таким образом, гражданскому служащему, осуществляющему в отношении учреждении контрольно-надзорные функции, по сути, запрещено получать любые подарки от учреждения и ее представителей.
В связи с этим, сотрудникам учреждения рекомендуется воздерживаться от предложения и попыток передачи проверяющим любых подарков, включая подарки, стоимость которых составляет менее трех тысяч рублей.
При этом следует учитывать, что в соответствии со статьей 19.28 КоАП РФ на организацию налагаются меры административной ответственности в форме кратного штрафа за незаконную передачу, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением.
Предотвращение конфликта интересов
Также следует принимать во внимание, что в соответствии с действующим законодательством служащие обязаны принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. Под конфликтом интересов при этом понимается ситуация, при которой личная заинтересованность служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью служащего и правами и законными интересами граждан, учреждений, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, учреждений, общества или государства
Минтрудом России подготовлен и размещен в открытом доступе Обзор типовых ситуаций конфликта интересов и и порядка их урегулирования[2]. Для обеспечения более четкого понимания того, какое поведение является недопустимым, рекомендуется ознакомить с этим Обзором сотрудников учреждения, вовлеченных во взаимодействие с государственными органами, осуществляющими контрольно-надзорные функции.
Сотрудникам учреждений рекомендуется воздерживаться от любых предложений, принятие которых может поставить государственного служащего в ситуацию конфликта интересов, в том числе:
- предложений о приеме на работу в организацию (а также в аффилированные учреждения) государственного служащего, осуществляющего контрольно-надзорные мероприятия, или членов его семьи, включая предложения о приеме на работу после увольнения с государственной службы;
- предложений о приобретении государственным служащим, осуществляющим контрольно-надзорные мероприятия, или членами его семьи акций или иных ценных бумаг учреждении (или аффилированных учреждений);
- предложений о передаче в пользование государственному служащему, осуществляющему контрольно-надзорные мероприятия, или членам его семьи любой собственности, принадлежащей учреждению (или аффилированному учреждению);
- предложений о заключении учреждением контракта на выполнение тех или иных работ, с организациями, в которых работают члены семьи служащего, осуществляющего контрольно-надзорные мероприятия, и т.д.
9.2. При нарушении требований к служебному поведению, при возникновении ситуаций испрашивания или вымогательства взятки, служащим проверяемого учреждения рекомендуется незамедлительно обратиться по телефону «горячей линии» 35-17-86 или по адресу электронной почты Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. комитета социального обеспечения Курской области, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. отдела кадров комитета социального обеспечения Курской области или непосредственно в правоохранительные органы или органы прокуратуры. Необходимая контактная информация в обязательном порядке размещается на сайтах всех государственных органов в подразделе «противодействие коррупции».
Кроме того, при нарушении проведения контрольно-надзорных мероприятий следует использовать способы обжалования действий должностных лиц, предусмотренные федеральными законами и подзаконными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В частности, административные регламенты исполнения государственных функций, принимаемые федеральными государственными органами, в обязательном порядке содержат информацию о досудебном (внесудебном) порядке обжалования решений и действий (бездействия) органа, исполняющего государственную функцию, а также их должностных лиц.
10. Сотрудничество с правоохранительными органами в сфере противодействия коррупции
Сотрудничество с правоохранительными органами является важным показателем действительной приверженности учреждений декларируемым антикоррупционным стандартам поведения. Данное сотрудничество может осуществляться в различных формах.
Во-первых, учреждение может принять на себя публичное обязательство сообщать в соответствующие правоохранительные органы о случаях совершения коррупционных правонарушений, о которых учреждению (работникам учреждения) стало известно. Необходимость сообщения в соответствующие правоохранительные органы о случаях совершения коррупционных правонарушений, о которых стало известно учреждению, может быть закреплена за лицом, ответственным за предупреждение и противодействие коррупции в данной учреждении.
Во-вторых, учреждению следует принять на себя обязательство воздерживаться от каких-либо санкций в отношении своих сотрудников, сообщивших в правоохранительные органы о ставшей им известной в ходе выполнения трудовых обязанностей информации о подготовке или совершении коррупционного правонарушения.
Сотрудничество с правоохранительными органами также может проявляться в форме:
- оказания содействия уполномоченным представителям правоохранительных органов при проведении ими инспекционных проверок деятельности учреждении по вопросам предупреждения и противодействия коррупции;
- оказания содействия уполномоченным представителям правоохранительных органов при проведении мероприятий по пресечению или расследованию коррупционных преступлений.
В третьих, руководству учреждения и ее сотрудникам следует оказывать поддержку в выявлении и расследовании правоохранительными органами фактов коррупции, предпринимать необходимые меры по сохранению и передаче в правоохранительные органы документов и информации, содержащей данные о коррупционных правонарушениях. При подготовке заявительных материалов и ответов на запросы правоохранительных органов рекомендуется привлекать к данной работе специалистов в соответствующей области права.
В четвёртых, руководство и сотрудники не должны допускать необдуманных попыток вмешательства в выполнение служебных обязанностей должностными лицами правоохранительных органов и органов прокуратуры.
11. Участие в коллективных инициативах по противодействию коррупции
Учреждения могут не только реализовывать меры по предупреждению и противодействию коррупции самостоятельно, но и принимать участие в коллективных антикоррупционных инициативах.
В качестве совместных действий антикоррупционной направленности рекомендуется участие в следующих мероприятиях:
- использование в совместных договорах стандартных антикоррупционных оговорок;
- публичный отказ от деятельности с лицами (учреждениями), замешанными в коррупционных преступлениях;
- организация и проведение совместного обучения по вопросам профилактики и противодействия коррупции.
По вопросам профилактики и противодействия коррупции учреждения, в том числе могут взаимодействовать с:
- Торгово-промышленной палатой Российской Федерации и ее региональными объединениями (www.tpprf.ru);
- Российским союзом промышленников и предпринимателей (www.rspp.ru);
- Общероссийской общественной организацией «Деловая Россия» (deloros.ru);
- Общероссийской общественной учреждении малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» (opora.ru);
- комитетом социального обеспечения Курской области по телефону «горячей линии» 35-17-86, по адресу электронной почты Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. комитета социального обеспечения Курской области или Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. отдела кадров комитета социального обеспечения Курской области.
[1]
[1] Письмо Минздравсоцразвития России от 20 сентября 2010 г. № 7666-17 «О методических рекомендациях о порядке уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения государственного или муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений, включающих перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, вопросы учреждении проверки этих сведений и порядка регистрации уведомлений» опубликовано в справочных правовых системах Консультант Плюс и ГАРАНТ, а также на официальном сайте Минтруда России по эл.адресу: http://www.rosmintrud.ru/ministry/programms/gossluzhba/antikorr/1.
[2]
[2] Текст Обзора размещен на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (http://www.rosmintrud.ru/ministry/programms/gossluzhba/antikorr/2/2).