Повышение финансовой грамотности у детей.

        С ростом потребностей современного общества стало актуальным повышение финансовой грамотности у детей. В такой ситуации важным стало овладение педагогами способами вовлечения детей с переходом в неклассические формы и способы обучения, как в формате «Живого» общения, так и в онлайн среде.

Проводимые занятия включают в себя:

-понимание, откуда берутся деньги;

-знания, к чему могут привести неверные решения в отношении собственных средств;

-умение контролировать доходы и расходы, составлять бюджет;

-способность ориентироваться в экономической обстановке и жить по средствам;

-понимание принципов налогообложения.

 

Эти, как бы азы, считаем, надо начинать прививать и развивать с раннего возраста. Поэтому занятия разрабатываются для разных возрастных групп.

          Первая реабилитационная группа с 3-7 лет. В этом возрасте начинаем прививать понимание дохода, как результат труда. И сразу показываем, что деньги - не единственное мерило отношений. Это поможет избежать одержимости карманными сбережениями. На этом этапе важно собственным примером показать, выполняя работу совместно с ребенком, не требующую оплаты (разложить аккуратно вещи в комоде, привести в порядок цветы).

            В работе с детьми данной возрастной группы, используется хорошо зарекомендовавшая себя методика киноурока. Она практически применяется на занятиях для всех возрастных групп соответственно со специальной подборкой, согласно возрасту. Педагогами проводится подборка мультфильмов с образовательным подтекстом. Например, некоторые серии «Смешариков» посвящены кредитам, накоплениям, договорам и даже инвестициям. А в мультфильме «Три кота» можно узнать, как правильно вести себя во время похода в магазин. Есть и специальные мультфильмы - « Азбука денег тетушки Совы» и « Азбука финансовой грамотности для детей». Активно используем в работе классические игровые формы занятий. Предлагается детям сортировать деньги по номиналу, цвету, размеру. Вместе ищут закономерности - одинаковые или лишние в ряду монеты и купюры. Такие игры помогают развивать мелкую моторику, внимание, речь, визуальную память, а также повышает интерес к занятиям математикой. Часто дети даже сами просят полюбившуюся всем игру в «Магазин». Это репетиция реального шопинга. Здесь же решаем и проблемы культуры общения и поведения.

           Вторая реабилитационная группа:7-11 лет.Обучение детей финансовой грамотности на этом этапе помогает в общении с взрослыми. Помимо практики совершение покупок в магазинах и смысла чека, педагоги организуют совместные полезные чтения. Например, у Сергея Федина есть книга «Финансовая грамотность» в двух частях. Используются для чтения - «Удивительные приключения в страну экономика» - Игоря Липсица. Положительно здесь еще работает легендарная игра «Монополия» (она же «Мененджер», «Бизнесмен» или  «Империя»)-это отличный вариант обучения бюджету и  планированию. Данная практика способствует развитию экономического мышления, целеустремленности и внимательности.

Третья реабилитационная группа 11-14 лет.Финансовая грамотность направлена на работу с первым бюджетом и понятием карманных денег. Здесь раскрывается тематика расходов, инфляции и налогов.

В режиме самоизоляции использовалась активно онлайн платформа, с целым интерактивным курсом по финансовой грамотности. Имеют место уроки финансовой грамотности в разделе приложения «Умназия». Воспитанники проходят тесты, квесты, кроссворды.

Четвертая реабилитационная группа 14 -18 лет.Это возраст репетиции взрослой жизни. Практические занятия в стажеровочном блоке самостоятельного проживания «Первые шаги к самостоятельной жизни». Здесь активны лайфаки - обучение методу пяти конвертов, где нужно разделить месячный бюджет на пять и разложить полученное по конвертам. Четыре конверта - это бюджет на месяц. Пятый - накопления, которые нельзя трогать.

В данном возрасте финансовой грамотности можно подтянуть, используя методический материал комикс «Экономикс», а также экскурсии . Особое впечатление оставила у детей экскурсия в Сбербанк. Знакомство с возможностями терминала, с правильным планом оплаты. Детям были оформлены, с согласием родителей карты. Узнали о безопасности и  мошеннических действиях.

Взрослым нашим воспитанникам предлагается вести регулярно финансовый план. Распределять доходы по необходимости и второстепенным тратам, откладывая при этом 10% в копилку, а 5% - как финансовую подушку на черный день.